Исследование, проведенное специалистами из Центра изучения детей в Йельском университете, показало, что куклы могут привлекать и удерживать внимание детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Это открытие может стать отправной точкой для разработки более привлекательных терапевтических методов, которые укрепляют социальное взаимодействие и способствуют обучению.
Исследование, опубликованное в журнале «Autism Research», стало первым, которое проверило предположение о том, что дети с РАС, как и большинство других детей, обращают внимание на куклы. В ходе экспериментов исследователи анализировали образцы визуального внимания молодых детей с РАС и детей, развивающихся типично, реагируя на видео, где ярко-окрашенная кукла Вайолет взаимодействовала с человеком. Оказалось, что образцы внимания детей с РАС были схожи с образцами внимания детей из контрольной группы, когда Вайолет говорила.
«Дети с аутизмом менее склонны обращать внимание и эмоционально взаимодействовать со своими социальными партнерами, что ограничивает их возможности для обучения и получения нового опыта. В нашем исследовании мы обнаружили, что, хотя дети с аутизмом уделяли меньше внимания человеку в качестве партнера по взаимодействию, их внимание было в основном типичным, когда партнером была кукла Вайолет», — сказала соавтор исследования Катажина Чаварска.
Эксперимент был создан в сотрудничестве с Черил Хенсон, дочерью знаменитого кукловода Джима Хенсона. Она отметила, что на протяжении многих лет наблюдала, как куклы могут устанавливать особое эмоциональное соединение с детьми с РАС.
Для исследования участники были размещены в темной звукоизолированной комнате перед широкоформатным монитором и смотрели 86-секундное видео, созданное Хенсон и ее командой в партнерстве с исследователями. Видео показывало игривый разговор между куклой Вайолет и женщиной по имени «Z». В ходе видео кукла и человек поочередно разговаривали и играли мячом.
Исследование показало, что дети с РАС уделяли меньше внимания лицу Z на протяжении всего видео. В отличие от типично развивающихся детей, они не проявляли предпочтения к Z, когда она разговаривала с Вайолет. Однако Вайолет вызывала более типичные образцы внимания среди детей с РАС.
Эти результаты предполагают, что куклы могут стать отправной точкой для обучения детей с РАС важным социальным сигналам и стимулировать их к социальному взаимодействию. Куклы могут помочь всем детям с РАС, независимо от степени нарушения, понимать человеческие социальные сигналы. Дальнейшие исследования должны рассмотреть возможность внедрения кукол для усиления существующих терапевтических подходов.