PECS, или Визуальная система общения с помощью обмена картинками, является одним из наиболее эффективных методов обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) общению. Эта система была разработана в 1985 году Андреа и Бонди и с тех пор стала широко применяться во всем мире.
Для многих детей с РАС словесное общение может быть сложным. Они могут испытывать трудности с формированием слов, пониманием языка или даже с выражением своих чувств и потребностей. PECS предоставляет им возможность общаться с помощью картинок, что часто является более доступным и понятным способом для них.
Суть PECS заключается в использовании набора картинок, которые представляют различные предметы, действия, чувства и потребности. Дети учатся показывать или передавать эти картинки взрослым или сверстникам, чтобы выразить свои мысли или пожелания. Например, если ребенок хочет пить, он может передать картинку с изображением стакана воды.
Процесс обучения PECS обычно начинается с того, что ребенку предлагают выбрать картинку с изображением его любимой игрушки или угощения. Когда ребенок передает эту картинку взрослому, он получает желаемый предмет в награду. Таким образом, дети быстро понимают, что обмен картинками может принести им желаемое.
С течением времени набор картинок расширяется, и дети начинают использовать их для формирования более сложных сообщений. Например, они могут комбинировать картинки «я хочу» и «играть», чтобы показать, что хотят поиграть.
Одним из главных преимуществ PECS является то, что эта система может быть адаптирована для каждого ребенка индивидуально. В зависимости от уровня развития ребенка, его интересов и потребностей, можно создать уникальный набор картинок, который будет максимально соответствовать его жизненному опыту.
Также стоит отметить, что PECS не только помогает детям с РАС общаться, но и способствует развитию их социальных навыков. Поскольку дети учатся обмениваться картинками с другими людьми, они также учатся взаимодействовать с окружающими, ждать своей очереди и устанавливать контакт глазами.
Несмотря на множество преимуществ, важно понимать, что PECS – это лишь один из инструментов в арсенале методов коррекции и лечения аутизма. Для максимальной эффективности он должен использоваться в сочетании с другими методами и подходами.
Также родители и специалисты должны быть терпеливыми и последовательными в применении PECS. На начальных этапах обучения ребенок может испытывать затруднения или отказываться от обмена картинками. В таких случаях важно продолжать стимулировать его интерес к системе, предлагая разнообразные награды и поощрения.
Важно также учитывать, что PECS не является заменой словесному общению. Цель этой системы – дать детям с РАС возможность общаться здесь и сейчас, пока они не разовьют свои вербальные навыки. С течением времени многие дети, использующие PECS, начинают проявлять интерес к словесному общению и могут сочетать использование картинок со словами.
В заключение, PECS – это мощный инструмент, который может значительно улучшить качество жизни детей с РАС и их семей. Он предоставляет детям возможность выразить свои чувства, потребности и желания, что, в свою очередь, может снизить уровень стресса и фрустрации как у самих детей, так и у их родителей. Если ваш ребенок сталкивается с трудностями в общении, рассмотрите возможность внедрения PECS в его повседневную жизнь.