Методика TEACCH: Подход к обучению детей с РАС

Подробное описание методики TEACCH, ее принципов и применения в обучении детей с расстройствами аутистического спектра

Методика TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication-handicapped Children) — это популярный подход к обучению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Разработанная в 1960-х годах в Университете Северной Каролины, эта методика направлена на создание структурированной среды, которая помогает детям с РАС лучше понимать мир вокруг себя и развивать навыки самостоятельности.

Основная идея TEACCH заключается в том, что дети с аутизмом лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух. Поэтому в этой методике активно используются визуальные подсказки, чтобы сделать обучение более понятным и предсказуемым. Например, вместо словесных инструкций «Убери игрушки» можно использовать карточку с изображением процесса уборки. Ребенок видит картинку и понимает, что от него требуется.

Одна из ключевых особенностей TEACCH — это создание четкой структуры в повседневной жизни ребенка. Это может быть распорядок дня, разделенный на этапы, или задания, оформленные в виде последовательных шагов. Например, если ребенку нужно одеться, можно использовать схему с изображением каждого предмета одежды в правильном порядке. Это помогает ребенку понять, что делать и в какой последовательности, снижая тревожность.

Еще один важный элемент TEACCH — это организация пространства. Дети с РАС часто испытывают трудности с концентрацией внимания, поэтому важно создать четкие зоны для разных видов деятельности. Например, в комнате можно выделить уголок для игр, стол для занятий и кресло для отдыха. Это помогает ребенку понять, чем он должен заниматься в каждом конкретном месте.

Пример из практики: мама десятилетнего мальчика с РАС, который испытывал сложности с выполнением домашних заданий, решила применить принципы TEACCH. Она организовала рабочее место, где на столе лежали только те материалы, которые нужны для задания. Каждый этап задания был обозначен карточками с изображениями: «возьми ручку», «открой тетрадь», «напиши ответ». Это помогло мальчику сосредоточиться и выполнять задания без лишнего стресса.

Методика TEACCH также делает акцент на развитии самостоятельности. Это достигается через постепенное уменьшение подсказок. Например, если ребенок сначала выполняет задание с полной визуальной поддержкой (все шаги изображены), то со временем часть карточек можно убрать, чтобы он сам вспоминал порядок действий.

Важно помнить, что TEACCH — это не просто набор техник, а целостный подход, который учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Например, если ребенок любит цифры, задания можно оформить в виде числовой последовательности. Если он предпочитает яркие цвета, карточки и схемы стоит сделать более красочными.

Методика TEACCH не требует специального оборудования или сложных материалов. Все, что нужно, — это немного времени, чтобы понять, как лучше организовать пространство и процесс обучения для вашего ребенка. И, конечно, терпение, так как результаты могут проявляться постепенно.

Использование TEACCH помогает не только детям, но и их родителям. Четкая структура и визуальные подсказки снижают уровень стресса в семье, делая повседневную жизнь более предсказуемой и комфортной для всех.

Онлайн-тесты на аутизм

Пройдите опросники m-chart, m-chart-r, а также другие стандартизированные инструменты, разработанные для выявления признаков аутизма у детей

Daddy.by - сообщество родителей и специалистов

Полезные статьи, лайфхаки, книги, упражнения и материалы для родителей детей с РАС и аутизмом

Популярное

Тематические статьи

Аутизм и звук: Понимание задержек в восприятии

Погружение в исследование, выявившее задержку в восприятии звуков у людей с аутизмом и его потенциальное влияние на речевые навыки

Распознавание выгорания у родителей детей с аутизмом: симптомы и действия

Узнайте, как распознать признаки выгорания у родителей детей с аутизмом и какие шаги предпринять для предотвращения и восстановления эмоционального здоровья

Использование жестов и невербальных методов коммуникации для детей с аутизмом

Практические советы по использованию жестов и других невербальных методов для улучшения коммуникации с детьми с аутизмом

Польза когнитивно-поведенческой терапии при бессоннице у детей с аутизмом

Исследование показывает, что когнитивно-поведенческая терапия может помочь детям с аутизмом и их родителям бороться с бессонницей

Социальная история. Встреча друзей: день, когда к Алисе пришли Гости

Погрузитесь в мир дружбы и общения с нашей новой историей 'Гости Приходят', помогающей детям, в том числе с аутизмом, адаптироваться к социальным взаимодействиям и развивать коммуникативные навыки

Сон и аутизм: особенности сна у детей с аутистическими расстройствами

Анализ проблем со сном у детей с аутизмом, их причины и методы коррекции

Техники одевания и выбора одежды для развития самостоятельности у детей с аутизмом

Узнайте, как помочь вашему ребенку с аутизмом развивать навыки самообслуживания через техники одевания и правильный выбор комфортной одежды

Влияние экранного времени у младенцев на риск симптомов аутизма в детстве

Исследование показывает, что экранное время у младенцев связано с повышенным риском симптомов аутизма в дальнейшем детстве

АВА-терапия для подростков с аутизмом: Практические советы для родителей

Примеры и методы применения АВА-терапии для подростков с аутизмом в домашних условиях для развития навыков и адаптации

Распознавание и преодоление стресса для родителей детей с аутизмом

Узнайте методы распознавания и справления с стрессом, специфическим для родителей, воспитывающих детей с аутизмом, чтобы восстановить гармонию и радость в своей жизни