Социальная история: Артём и магия терпения

Отправляйтесь в магический мир с Артёмом, который учится терпению, ждя свою очередь, и узнайте, как такие истории помогают детям с аутизмом развивать социальные навыки и самоконтроль

Социальные истории — это простой, но мощный инструмент, который помогает детям с аутизмом понимать окружающий мир и справляться с новыми или сложными ситуациями. Сегодня мы расскажем историю Артёма, мальчика, который научился ждать благодаря терпению и поддержке своей семьи.

Артём, 8-летний мальчик с аутизмом, всегда испытывал трудности с ожиданием. Для него пять минут в очереди или ожидание ужина казались вечностью. Это вызывало у него тревогу, которая могла перерасти в срыв. Родители Артёма, Марина и Алексей, решили использовать социальную историю, чтобы помочь сыну справиться с этой ситуацией.

Социальная история — это короткий рассказ, написанный с учетом особенностей ребенка, который объясняет, что происходит, почему это важно и как себя вести. Истории строятся на понятных примерах и часто включают визуальные подсказки, чтобы сделать информацию более доступной.

Родители Артёма начали с простой истории, которую назвали «Артём и магия терпения». В ней они описали несколько повседневных ситуаций, где нужно ждать: очередь в магазине, ожидание автобуса, приготовление ужина. Например:
— «Артём идет в магазин с мамой. В магазине люди стоят в очереди. Сначала тот, кто стоит впереди, а потом следующий. Это нормально, когда нужно немного подождать. Артём смотрит на часы и считает: раз, два, три. Когда очередь доходит до Артёма, он улыбается и говорит: «Моя очередь!»».

Чтобы сделать историю более наглядной, Марина нарисовала картинки: часы, очередь, улыбающийся Артём. Они читали эту историю каждый вечер перед сном, обсуждали её и играли в ролевые игры. Например, мама изображала очередь, а Артём повторял: «Раз, два, три, моя очередь!».

Через несколько недель Артём начал применять этот навык в реальной жизни. Однажды, ожидая автобуса, он сказал маме: «Я считаю: раз, два, три». Это был маленький, но значимый шаг. Родители хвалили его за каждую попытку, даже если терпения хватало всего на минуту.

Одна из ключевых особенностей социальной истории — это адаптивность. Если ситуация менялась, родители добавляли новые фрагменты. Например, когда Артём начал ходить в школу, они добавили историю про ожидание своей очереди на уроке физкультуры:
— «На уроке физкультуры дети играют в игру. У каждого есть своя очередь. Артём смотрит на учителя и ждет. Когда учитель говорит: «Артём, твой ход!», он радуется и бежит вперед».

Со временем Артём научился не только ждать, но и понимать, что терпение приносит свои плоды. Он стал менее тревожным, а его родители — более уверенными в своих методах.

Социальные истории — это не магия, а инструмент, который требует времени и терпения. Но, как показывает пример Артёма, с их помощью можно помочь ребенку с аутизмом стать более самостоятельным и уверенным в сложных ситуациях.

Онлайн-тесты на аутизм

Пройдите опросники m-chart, m-chart-r, а также другие стандартизированные инструменты, разработанные для выявления признаков аутизма у детей

Telegram сообщество

Полезные статьи, лайфхаки, книги, упражнения и материалы для родителей детей с РАС и аутизмом

Популярное

Тематические статьи

Разноцветный мир: как сортировка по цвету помогает в развитии ребенка с аутизмом

Узнайте, как игры на сортировку по цвету могут стимулировать цветовое восприятие, логические навыки и когнитивное развитие у детей с аутизмом

Подготовка детей с аутизмом к самостоятельной жизни во взрослом возрасте

Советы и рекомендации для родителей по подготовке детей с аутизмом к независимой и полноценной жизни во взрослом возрасте

Смешанный тип аутизма по классификации Никольской: особенности и рекомендации для родителей

Глубокое погружение в смешанный тип аутизма по классификации Никольской, его особенности и пути поддержки детей с этим диагнозом

Можно ли диагностировать у себя синдром Аспергера самостоятельно?

Разбираемся в возможности самодиагностики синдрома Аспергера: риски, последствия и важность профессиональной диагностики

Недостатки в широко используемом тесте на аутизм

Исследование Ратгерского университета выявило недостатки в тесте ADOS, который часто используется для диагностики аутизма у детей

Могут ли дети с аутизмом быть успешными в профессиональной жизни? Развенчиваем мифы

Эта статья освещает вопрос о том, могут ли дети с аутизмом достичь успеха в профессиональной жизни. Что говорят исследования и реальные кейсы?

Песочная терапия для детей с аутизмом: путь к самовыражению и осознанию эмоций

Основы песочной терапии для детей с аутизмом: как она помогает в самовыражении и понимании своих эмоций

Развенчиваем миф: почему детям с аутизмом стоит рассмотреть командные виды спорта

Многие считают, что детям с аутизмом лучше заниматься индивидуальными видами спорта. В этой статье мы расскажем, почему это утверждение не всегда справедливо

Трудности со сном у детей с аутизмом: причины и рекомендации

Анализ проблем со сном у детей с аутизмом и методы их решения