Социальная история: Артём и магия терпения

Отправляйтесь в магический мир с Артёмом, который учится терпению, ждя свою очередь, и узнайте, как такие истории помогают детям с аутизмом развивать социальные навыки и самоконтроль

Социальные истории — это простой, но мощный инструмент, который помогает детям с аутизмом понимать окружающий мир и справляться с новыми или сложными ситуациями. Сегодня мы расскажем историю Артёма, мальчика, который научился ждать благодаря терпению и поддержке своей семьи.

Артём, 8-летний мальчик с аутизмом, всегда испытывал трудности с ожиданием. Для него пять минут в очереди или ожидание ужина казались вечностью. Это вызывало у него тревогу, которая могла перерасти в срыв. Родители Артёма, Марина и Алексей, решили использовать социальную историю, чтобы помочь сыну справиться с этой ситуацией.

Социальная история — это короткий рассказ, написанный с учетом особенностей ребенка, который объясняет, что происходит, почему это важно и как себя вести. Истории строятся на понятных примерах и часто включают визуальные подсказки, чтобы сделать информацию более доступной.

Родители Артёма начали с простой истории, которую назвали «Артём и магия терпения». В ней они описали несколько повседневных ситуаций, где нужно ждать: очередь в магазине, ожидание автобуса, приготовление ужина. Например:
— «Артём идет в магазин с мамой. В магазине люди стоят в очереди. Сначала тот, кто стоит впереди, а потом следующий. Это нормально, когда нужно немного подождать. Артём смотрит на часы и считает: раз, два, три. Когда очередь доходит до Артёма, он улыбается и говорит: «Моя очередь!»».

Чтобы сделать историю более наглядной, Марина нарисовала картинки: часы, очередь, улыбающийся Артём. Они читали эту историю каждый вечер перед сном, обсуждали её и играли в ролевые игры. Например, мама изображала очередь, а Артём повторял: «Раз, два, три, моя очередь!».

Через несколько недель Артём начал применять этот навык в реальной жизни. Однажды, ожидая автобуса, он сказал маме: «Я считаю: раз, два, три». Это был маленький, но значимый шаг. Родители хвалили его за каждую попытку, даже если терпения хватало всего на минуту.

Одна из ключевых особенностей социальной истории — это адаптивность. Если ситуация менялась, родители добавляли новые фрагменты. Например, когда Артём начал ходить в школу, они добавили историю про ожидание своей очереди на уроке физкультуры:
— «На уроке физкультуры дети играют в игру. У каждого есть своя очередь. Артём смотрит на учителя и ждет. Когда учитель говорит: «Артём, твой ход!», он радуется и бежит вперед».

Со временем Артём научился не только ждать, но и понимать, что терпение приносит свои плоды. Он стал менее тревожным, а его родители — более уверенными в своих методах.

Социальные истории — это не магия, а инструмент, который требует времени и терпения. Но, как показывает пример Артёма, с их помощью можно помочь ребенку с аутизмом стать более самостоятельным и уверенным в сложных ситуациях.

Онлайн-тесты на аутизм

Пройдите опросники m-chart, m-chart-r, а также другие стандартизированные инструменты, разработанные для выявления признаков аутизма у детей

Daddy.by - сообщество родителей и специалистов

Полезные статьи, лайфхаки, книги, упражнения и материалы для родителей детей с РАС и аутизмом

Популярное

Тематические статьи

Вместе веселее: интеграция ребенка с аутизмом в групповые игры

Узнайте, как вовлечь ребенка с аутизмом в групповые игры для развития социальных и коммуникативных навыков. Практические советы для родителей и примеры игр

Эффективные стратегии снижения стресса и анксиозности через ABA-терапию для детей с аутизмом

Исследуйте практические методы ABA-терапии, помогающие родителям уменьшить стресс и тревогу у детей с аутизмом, повышая их способность к адаптации и справлению с вызовами

Нейролептики при аутизме: преимущества и возможные риски

Анализ применения нейролептиков в лечении аутизма, их польза и потенциальные побочные эффекты

Стандартизированные методики диагностики аутизма у детей: ADI-R

Подробное рассмотрение методики ADI-R для диагностики аутизма у детей. Информация для родителей детей с аутизмом

Диета и питание при аутизме: рекомендации для родителей

Подробный обзор основных принципов и рекомендаций по диете и питанию для детей с аутизмом

ABA-терапия: Учим ребенка адаптации к изменениям

Разработка индивидуализированных стратегий с использованием АВА-терапии для обучения детей с аутизмом адаптации к изменениям в домашних условиях.

Пазлы с животными: развиваем моторику и обогащаем словарь детей с аутизмом

Познакомьтесь с эффективным методом развития моторики и обогащения словаря вашего ребенка с аутизмом через пазлы с изображениями животных

Классификация аутизма по МКБ-11: Аутизм с умственной задержкой

Подробное рассмотрение классификации аутизма с умственной задержкой по МКБ-11. Информация для родителей детей с аутизмом

Аутизм простым языком: понимаем и поддерживаем

Что такое аутизм? Простое и понятное объяснение для родителей. Как распознать и как помочь своему ребенку в повседневной жизни

Саморегуляция у детей с РАС через техники релаксации

Узнайте, как техники релаксации могут помочь детям с аутизмом в развитии навыков саморегуляции и самоконтроля