Социальные истории как метод обучения социальному поведению: полезные советы для родителей детей с аутизмом

Узнайте, как социальные истории могут помочь вашему ребенку с аутизмом в освоении навыков социального взаимодействия и поведения

Социальные истории — это простой, но эффективный инструмент, который помогает детям с аутизмом понимать и осваивать социальное поведение. Они представляют собой короткие, понятные тексты или иллюстрации, описывающие конкретные ситуации, эмоции и действия. Основная цель таких историй — помочь ребенку справиться с новыми или сложными ситуациями, предсказать, что произойдет, и понять, как себя вести.

Почему социальные истории работают? Дети с аутизмом часто испытывают трудности с пониманием абстрактных понятий и правил социального взаимодействия. Социальные истории разбирают такие ситуации на маленькие шаги, делая их понятными и предсказуемыми. Например, если ребенок не понимает, почему нужно ждать своей очереди в игре, история может объяснить: «Когда мы играем вместе, важно дать каждому шанс. Я жду, пока другой ребенок закончит, а потом наступает мой ход».

Как создать социальную историю? Начните с простого. Выберите ситуацию, которая вызывает у ребенка трудности. Это может быть поход к врачу, посещение магазина или взаимодействие с другими детьми на площадке. История должна быть короткой и четкой, состоять из 5–7 предложений. Используйте простой язык и избегайте сложных конструкций. Например, если ребенок боится звука пылесоса, можно написать: «Пылесос может быть громким. Это нормально. Он помогает убрать пыль. Когда он работает, я могу закрыть уши или уйти в другую комнату».

Добавьте визуальную поддержку. Дети с аутизмом часто лучше воспринимают информацию через картинки. Сопроводите текст иллюстрациями или фотографиями, которые помогут ребенку визуализировать ситуацию. Например, если вы пишете историю о том, как вести себя в магазине, добавьте изображения корзины с продуктами, кассы и очереди.

Четко описывайте действия и эмоции. Ребенку важно понимать не только что делать, но и почему. Например: «Если другой ребенок взял мою игрушку, я могу чувствовать себя расстроенным. Это нормально. Я могу попросить игрушку обратно и сказать: «Пожалуйста, верни мне мою игрушку»».

Практикуйте истории в повседневной жизни. После того как вы создали историю, читайте ее вместе с ребенком регулярно, особенно перед тем, как ситуация произойдет в реальной жизни. Например, если вы планируете поход к стоматологу, читайте историю несколько раз за день до визита.

Адаптируйте истории под потребности ребенка. Если ребенок становится более уверенным в какой-то ситуации, можно упростить историю или добавить новые детали. Например, если ребенок привык к походу в магазин, можно добавить информацию о том, как выбрать товар или расплатиться на кассе.

Социальные истории — это не универсальное решение, но они могут стать мощным инструментом в обучении социальным навыкам. Они помогают уменьшить тревожность, сделать мир более предсказуемым и дать ребенку уверенность в его действиях. Главное — начинать с малого, быть терпеливым и учитывать индивидуальные особенности вашего ребенка.

Онлайн-тесты на аутизм

Пройдите опросники m-chart, m-chart-r, а также другие стандартизированные инструменты, разработанные для выявления признаков аутизма у детей

Telegram сообщество

Полезные статьи, лайфхаки, книги, упражнения и материалы для родителей детей с РАС и аутизмом

Популярное

Тематические статьи

Помогают ли ноотропы при аутизме?

Узнайте, как ноотропы могут влиять на детей с аутизмом. Обзор научных исследований, потенциальные преимущества и риски

Важные моменты и личности в исследовании аутизма

Обзор ключевых моментов и выдающихся личностей, которые сделали значительный вклад в понимание и изучение аутизма

Как учить аутичного ребенка обращению с деньгами: практические советы

Подробные советы и методы для родителей по обучению детей с аутизмом навыкам управления финансами, адаптированные под особенности их развития

Социальная история: Первый день в детском саду

Перейдите к чтению нашей новой статьи, где маленький Саша открывает для себя мир детского сада, и узнайте, как такие истории помогают детям с аутизмом в адаптации и социализации

Практические советы по консистентности в коррекции поведения детей с аутизмом

Изучите методы и способы, как консистентность помогает в коррекции поведения детей с аутизмом. Применяйте на практике, советы и примеры для домашнего использования

Применение метода SCERTS в домашних условиях для детей с аутизмом

Подробное руководство по использованию метода SCERTS родителями в домашних условиях для поддержки развития детей с РАС

Правда ли, что мозг у ребенка с аутизмом больше, чем у типично развивающихся сверстников?

Разбираемся в вопросе, правда ли, что мозг у детей с аутизмом физически больше по размеру, чем у их типично развивающихся сверстников, и как это связано с особенностями их поведения и развития

Дополнительные заболевания у детей с аутизмом: что нужно знать родителям

Обзор наиболее часто встречающихся дополнительных заболеваний у детей с аутизмом и рекомендации по их учету и поддержке

Социальная история. Магический день: Андрей и волшебная игра с друзьями

Познакомьтесь с захватывающей историей о маленьком Андрее и его незабываемом дне, проведенном в играх с друзьями, обогащающей социальное развитие всех детей, включая тех, кто имеет аутизм

Аутизм и обучение: какие методики и подходы действительно эффективны?

Обзор проверенных методик и подходов к обучению детей с аутизмом, направленных на развитие их потенциала и улучшение качества жизни