Применение метода PECS в домашних условиях для детей с РАС

Подробное руководство по использованию системы обмена картинками (PECS) для детей с аутизмом в домашней обстановке

Применение метода PECS в домашних условиях для детей с РАС

Метод PECS, или система обмена изображениями (Picture Exchange Communication System), — это эффективный способ помочь детям с расстройством аутистического спектра (РАС) развивать навыки общения. Он использует визуальные подсказки, которые позволяют ребенку выражать свои потребности, желания и эмоции, даже если он не говорит или испытывает трудности с использованием речи. PECS прост в освоении и может быть успешно применен в домашних условиях. Давайте разберем, как это работает, с примерами из повседневной жизни.

Что такое PECS и как это работает?

PECS основан на обмене карточками с изображениями. Ребенок учится выбирать карточку, которая представляет то, что он хочет, и передавать её взрослому. Например, если ребенок хочет яблоко, он выбирает карточку с изображением яблока и отдает её родителю. Взрослый, в свою очередь, дает ребенку желаемое, тем самым закрепляя связь между изображением и действием.

С чего начать?

  1. Подготовьте материалы. Вам понадобятся карточки с изображениями предметов, которые ребенок часто использует: еда, игрушки, напитки. Можно сделать их самостоятельно, распечатав картинки, или использовать готовые наборы. Важно, чтобы изображения были понятны ребенку.

  2. Начните с простого. Выберите один предмет или действие, которое ребенок любит. Например, яблоко. Положите карточку с изображением яблока перед ребенком и держите яблоко в руке. Подождите, пока ребенок возьмет карточку и передаст её вам. Сразу после этого дайте ему яблоко.

  3. Повторяйте и закрепляйте. Практикуйте этот процесс несколько раз в день, чтобы ребенок понял связь между карточкой и получением желаемого. Постепенно добавляйте новые карточки, например, сок или игрушку.

Как развивать навык?

Когда ребенок освоит передачу одной карточки, можно усложнить задачу. Например, положить несколько карточек перед ним и попросить выбрать то, что он хочет. Это поможет развить навыки выбора и принятия решений.

Другой этап — использование карточек для составления простых предложений. Например, ребенок может передать карточку «я хочу» и карточку «яблоко». Это помогает учиться строить предложения и выражать более сложные идеи.

Пример из жизни:

Мама пятилетнего Максима, который почти не пользуется речью, начала использовать PECS дома. Сначала она выбрала карточку с изображением его любимого печенья. Она положила карточку перед Максимом и подождала, пока он передаст её ей. Когда он это сделал, она сразу дала ему печенье. Через несколько дней Максим уже сам искал карточку, когда хотел печенье. Мама добавила карточки с изображением сока и игрушек, и Максим начал использовать их, чтобы просить то, что ему нужно.

Советы для успеха:

  1. Будьте последовательны. Используйте PECS каждый день, чтобы ребенок быстрее освоил систему.

  2. Создайте удобное пространство. Храните карточки в доступном месте, чтобы ребенок мог легко их находить.

  3. Хвалите и поощряйте. Когда ребенок использует карточку правильно, обязательно похвалите его или дайте награду.

  4. Будьте терпеливы. Некоторым детям требуется больше времени, чтобы понять и начать использовать PECS. Не торопите их.

PECS — это не только инструмент для общения, но и способ помочь ребенку почувствовать себя более уверенным и самостоятельным. Начиная с простых шагов и постепенно усложняя задачи, вы можете помочь своему ребенку развить важные навыки, которые улучшат его качество жизни.

Онлайн-тесты на аутизм

Пройдите опросники m-chart, m-chart-r, а также другие стандартизированные инструменты, разработанные для выявления признаков аутизма у детей

Telegram сообщество

Полезные статьи, лайфхаки, книги, упражнения и материалы для родителей детей с РАС и аутизмом

Популярное

Тематические статьи

Аутизм и депрессия: Влияние на внимание и стратегии справления

Исследование раскрывает связь между аутизмом и депрессией и их коллективное воздействие на внимание. Узнайте, как поддержать людей, сталкивающихся с этими проблемами

Микрофлора кишечника как фактор развития аутизма: новые данные из Китая

Китайские исследователи обнаружили связь между состоянием микрофлоры кишечника и развитием РАС у детей. Перспективы новых методов лечения и профилактики

Игры с мячом: развиваем физическую активность и координацию у детей с аутизмом

Узнайте, как игры с мячом помогут стимулировать физическую активность и развивать координацию у вашего ребенка с аутизмом

Почему дети с аутизмом ищут сенсорную стимуляцию?

Разбираемся в причинах поиска сенсорной стимуляции у детей с аутизмом и как это понимать родителям

Аутизм и аллергия: исследование взаимосвязи

Анализ связи между аутизмом и аллергическими реакциями у детей

Взаимосвязь кишечника и мозга в аутизме: новые открытия

Глубокое погружение в последние исследования о связи между кишечником и мозгом в контексте аутизма. Откройте для себя ключевые выводы исследования

Влияет ли старение на аутизм и его симптомы?

Изучаем, как процесс старения может влиять на людей с аутизмом, их симптомы и качество жизни, предоставляя стратегии поддержки и адаптации

Адаптация образовательных методик для детей с аутизмом с помощью ABA-терапии

Узнайте, как родители могут адаптировать образовательные методики для детей с аутизмом с использованием ABA-терапии, чтобы усилить обучение и развитие в домашних условиях

Аутизм с доминированием стереотипий: понимание классификации Никольской

Глубокое погружение в аутизм с доминированием стереотипий по классификации Никольской для родителей детей с аутизмом

Методы лечения аутизма у детей: Лекарственная терапия

Подробное рассмотрение лекарственной терапии как метода лечения аутизма у детей. Информация для родителей детей с аутизмом